Работаю учителем
биологии в школе с углубленным изучением отдельных предметов № 12 города
Кирово-Чепецка. Также преподаю информатику в начальной школе. В текущем учебном
году имею учебную нагрузку по биологии в 5-м, 7-м, 8-х и 9-х классах, по
информатике в 4-х, 7-м классах, также являюсь классным руководителем 7 класса.
В 5, 7, 8, 9
классах, за исключением специальных коррекционных классов VII вида, преподавание природоведения и
биологии ведется по учебно-методическому комплексу Н.И. Сонина. Содержание и
распределение учебного материала в соответствии с представленным УМК рассчитан
на думающего и внимательного ученика. Учебником пользоваться довольно непросто.
Но в качестве достоинств данной линии учебников и УМК в целом считаю
формирование целостного представления о биологии как науке с ее терминологическим
языком.
Идеи адаптивной
воспитательной и образовательной среды являются основополагающими и реализуются
в образовательном процессе нашей школы на основе здоровьесберегающих,
информационно-коммуникационных и других современных педагогических технологий.
Результатом этой работы является возможность обучать детей с учетом их
индивидуальных особенностей и потребностей, включать каждого в
учебно-познавательную и творческую деятельность.
В соответствии с
идеями адаптивной образовательной среды в школе, в своей педагогической деятельности
выделяю следующие основные цели:
- способствовать
реализации способностей детей с учетом индивидуальных особенностей для их гармоничного
развития;
- воспитывать в
учениках собственную значимость в обществе и социальную активность;
- развивать
потенциал и здоровье ребенка, а также те качества личности, которые необходимы
для реализации человека в социуме: логическое мышление, ясность и точность в
выражении мысли, способность к преодолению трудностей.
Для достижения
поставленных перед собой и обучающимися целей использую продуктивные методы обучения, например:
- формирование
у обучающихся основополагающих умений и навыков наблюдения, проведения
эксперимента, оформления отчета о проведенной работе достигается путем их привлечения
к активной исследовательской
деятельности;
- использование
метода проектов на уроках и во
внеурочной деятельности позволяет повысить познавательный интерес обучающихся,
воспитывает их личностные качества, развивает умения работать в группе, навыки
проектной деятельности.
Эффективность
использования на практике данных методов обучения подтверждается высокими
результатами обучения за последние три года. Средняя отметка по предмету в
классах, которые обучаю, стабильно выше среднего областного показателя. Считаю,
что использование продуктивных методов обучения позволяет достичь поставленной
цели.
Большое внимание
в своей работе уделяю организации
экологического воспитания учащихся, в том числе на основе взаимодействия с
общественными организациями. За последние три года школа №12 ежегодно
становится победителем и призёром городского и областного конкурса
экологической и природоохранной деятельности.
Переход на новый
образовательный стандарт предполагает организацию в образовательном учреждении
как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность
организуется по основным направлениям развития личности:
спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное,
общеинтеллектуальное, общекультурное, экологическое в том числе.
Для решения
проблемы формирования универсальных учебных действий служат исследовательская и
проектная деятельность, направленная на экологическую и природоохранную работу.
Одним из примеров является сетевой
учебный проект.
Первым
опытом, который получила наша школа в области реализации образовательных
сетевых проектов, стал международный проект «Home. Свидание с
планетой»,
основой которого был одноименный фильм. У детей была возможность объединиться с
другими школьниками мира посредством сети Интернет в едином желании помочь
сохранить что-то самое для них важное на планете Земля. У кого-то это были
книги, у кого-то – озеро Байкал… Школьники подбирали изображения самого важного
и дорогого для них на планете и выгружали в Интернет на интерактивную карту.
Поэтому ребята всей земли могли увидеть активность друг друга. В этом главная
ценность проекта.
Уже три года
подряд сообществом Ecowiki организуется
международный сетевой проект «Фестиваль
новогодних эко-подарков». Эко-подарки – те подарки, для изготовления
которых вторично используются вещи или материалы. Школьники в рамках «Фестиваля
эко-подарков» выполняли мыло ручной работы, изготавливали эко-сумки и наносили
на них рисунки специальными акриловыми красками для ткани. В конце 2012 года
ребятам захотелось сделать свечи ручной работы, используя парафин от старых
свечей, красители, зерна кофе.
По
итогам проекта каждый год организаторы украшают коллективную эко-ёлку
фотографиями подарков всех участников.
Один из
последних проектов, в котором мы приняли участие – это «Всемирный день мониторинга воды», организованный Всемирной водной
ассоциацией. Это мероприятие проводится каждый год по всему миру с 22 марта по
31 декабря, каждый день может быть днем мониторинга воды.
Для участия в
проекте предлагалось приобрести специальные лабораторные наборы для мониторинга
воды. Для того, чтобы нам бесплатно выслали набор для исследования, необходимо
было правильно заполнить и отправить заявку на английском языке через интернет.
Пришедший по почте из США набор для проведения мониторинга удобен в
использовании, при этом достаточно информативен.
Нами была
исследована вода в восьми водоемах Кировской области.
Полученные
результаты мы размещали на специальном разделе сайта Всемирного дня мониторинга
воды.
По каждому из
водоемов были сохранены следующие данные:
-
местонахождение обозначалось на карте Google
- погодные
условия в день исследования
- особенности
почвы
- мутность воды
- температура
окружающего воздуха, температура воды
- показатель
растворенного в воде кислорода
- показатель
кислотности рН
- наличие
определенных индикаторных видов беспозвоночных.
Результаты
исследований всех участников проекта объединяются и выкладываются на карту
исследований.
В вопросе
исследования воды в озере Березовом, которое находится в непосредственной
близости к химкомбинату, мы объединили свои усилия с региональной общественной
организацией «Чепецк.РУ». Наше исследование воды в озере Березовом было
проведено совместно с председателем общественной организации Сергеем
Алтобаевым. Мы преследовали цель по проведению мониторинга воды, а также по
осуществлению общественного экологического контроля. Результаты проведенной
работы были опубликованы на городском портале Chepetsk.ru. Данные, полученные в ходе наших исследований,
подтверждаются измерениями, которые проводят природоохранные ведомства области
и лаборатория химкомбината.
По результатам конкурса за наибольший
вклад в мониторинг водных объектов мира, проводимого организаторами проекта
«Всемирный день мониторинга воды», наша школа стала победителем. В качестве
приза мы получили оборудование для групповых и более глубоких исследований
воды.
В
мае 2012 года в рамках VIII
Всероссийской детско-юношеской экологической Ассамблеи совместно с
учениками приняли участие в открытии ассамблеи и участвовали в работе
обучающего семинара «Современные технологии исследовательской деятельности
учащихся по мониторингу окружающей среды». Ученица 8 класса Кислицына Алёна представила
стендовый доклад «Исследование водных объектов» по итогам участия в проекте
«Всемирный день мониторинга воды».
Каждый
такой проект для ребенка — возможность прочувствовать свою значимость в
оказании помощи природе, борьбе с глобальным изменением климата и практические
знания, поданные в интересной форме.
Таким
образом, разумно используя современные образовательные ресурсы глобальной сети,
к которым относятся и интернет-проекты, возможно развивать познавательный
интерес наших учеников. Тем самым развивать у них
информационно-коммуникационную компетентность, навыки экологичного образа
жизни, экологической культуры. |