Зацепинг – это способ передвижения на поезде, при котором человек цепляется к вагонам снаружи за различные поручни, лестницы, подножки и другие элементы. Зацепер может ехать на крыше, на открытых переходных и тормозных площадках, с боковых или торцевых сторон вагонов.
Основные причины мотивации зацеперов к проезду вне поездов:
- более обширный вид с крыши поезда, нежели из окна
- комфортный проезд
- не в толкучке, на свежем воздухе
- индивидуальное пассажирское место, вне зависимости от других пассажиров
- возможность путешествовать на товарняках
- экстрим, адреналин, самоутверждение.
Несчастные случаи
Каждый год фиксируется несколько десятков несчастных случаев среди увлекающихся зацепом, многие из которых - смертельные.
Наиболее частыми причинами несчастных случаев являются:
- потеря равновесия и падение с поезда во время движения;
- поражение электрическим током при проезде на электрифицированных линиях или при попытке запрыгнуть на крышу поезда с моста в результате прикосновения или слишком близкого приближения к контактной сети, токоприемнику, тормозным резистором и токоведущим высоковольтным шинам на крыше электроподвижного состава, а также получение тепловых ожогов при прикосновении к нагретым тормозным резисторам;
- столкновение с препятствиями по ходу движения (например, платформами, светофорными столбами, мостами, порталами тоннелей) при проезде за габаритом подвижного состава сбоку или на крыше;
- падение на рельсовый путь под колёса в результате неудачного запрыгивания или схода на ходу на боковую подножку, спереди или между вагонами;
- падение и травмирование тела в результате запрыгивания на поезд или спрыгивания с поезда на большой скорости на ходу.
Зацепинг – это противозаконное занятие.
На железных дорогах данный способ проезда запрещён законодательством и правилами пользования транспортом для пассажиров, и многие железнодорожные компании принимают различные меры для противодействия данной практике. За него предусмотрен административный штраф («Проход по железнодорожным путям в неустановленных местах» (ч. 5 ст. 11.1 КоАП РФ) и «Посадка или высадка граждан на ходу поезда либо проезд на подножках, крышах вагонов или в других, не приспособленных для проезда пассажиров местах, а равно самовольная без надобности остановка поезда либо самовольный проезд в грузовом поезде» (ч. 1 ст. 11.17 КоАП РФ), проезд снаружи трамваев и безрельсового транспорта на дорогах общего пользования (статья 12.29 пункт 1 КоАП РФ)).
Штрафы за зацепинг, начиная с 2013 года, составляют от 1000 до 3000 рублей, а в случае активной организации данных действий - от 3 до 5 тысяч рублей. В метрополитенах РФ проезд снаружи подвижного состава приравнивается к самовольному проникновению посторонних лиц в производственные помещения, что в свою очередь является нарушением и, начиная с 2015 года расценивается как нарушение требований транспортной безопасности, что предусматривает штраф от 20 до 30 тысяч рублей или арест до 10 суток (статья 11.15.1, пункт 3 1 КоАП РФ).
Если зацеперу меньше 16 лет, то к ответственности привлекаются родители или законные представители зацепера по статье 5.35 КоАП РФ - Неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию
несовершеннолетних.
Родителям необходимо:
- вести беседы со своими детьми о реальных опасностях и последствиях экстремальных увлечений в целом и зацепинге в частности;
- обучать детей правилам безопасности на железной дороге;
- предлагать своим детям «здоровую альтернативу»: включать их в спортивные, общественные мероприятия и т.д.;
обеспечивать организацию досуга своих детей, в котором будет делаться акцент на интерактивные занятия и игротренинги». |